В Великий четверг митрополит Георгий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода

В Великий четверг митрополит Георгий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода

Текст Ольги Солнышкиной. Фото Глеба Пушменкова

17 апреля, в Великий четверг, в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин омовения ног.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Василий Спирин, руководитель отдела культуры Нижегородской епархии протоиерей Михаил Сторонкин, заведующий канцелярией, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики Нижегородской епархии.

На богослужении вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии, воспитанницы Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) и воспитанники православных гимназий Нижегородской епархии.

За литургией правящий архиерей вручил священнослужителям патриаршие награды. Во внимание к усердным трудам во славу Святой Матери Церкви ко дню Святой Пасхи протоиерей Сергий Мельчаков и протоиерей Владимир Семенов удостоены правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими Вратами по «Отче Наш…».

После Божественной литургии митрополит Георгий по традиции Православной Церкви совершил чин омовения ног. По образу Христа, омывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной вечерей, правящий архиерей омыл ноги 12 сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и служения народу Божию.

По окончании богослужения управляющий Нижегородской епархией обратился к верующим с архипастырским словом: «Милостью Божией мы с вами завершили Святую Четыредесятницу Великого поста и вступили в Страстную седмицу. Ныне Великий Четверток – день, когда в Сионской горнице Господь наш Иисус Христос сотворил пасхальную трапезу, по обычаю Ветхого Завета, в память избавления израильского народа от египетского плена. Этой трапезой заканчивается Ветхий Завет и начинается Евангелие. Христос, благословив хлеб, сказал своим ученикам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:26-28). Невозможно представить жизнь христианина без приобщения Святых Христовых Таин. Причащаясь, люди освобождают себя от греха и становятся наследниками Царства Небесного. После установления таинства Евхаристии Спаситель уже отдает Себя на Крестные страдания. Уже сегодня вечером Он будет молиться в Гефсиманском саду до кровавого пота, прося: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39). Именно на Кресте была принесена жертва за всех и за вся. Честной кровью Христа омоются все грехи рода человеческого. Из этих евангельских событий мы будем черпать силы для души, чтобы своими худыми мыслями, неправедными словами и поступками не распинать вновь нашего Спасителя. Господь добровольно восходит на горькие страдания за наши немощи. Будем и мы со смирением, любовью и благоговением носить тяготы друг друга ради Христа».

Справка:

В Великий четверг Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками-апостолами, на которой Христос установил главное таинство христианской веры — Евхаристию — и омыл ноги ученикам.

Евангельским основанием чина омовения ног, также совершаемого в Великий четверг, служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив омовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20).

В воспоминание этого события на литургии Великого четверга после заамвонной молитвы в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается чин омовения ног. Архиерей омывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на Тайную вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

Чин омовения ног возник в Иерусалиме в VI—VII веках. Не позднее VIII века он перешел и в практику Константинополя. При этом, в отличие от Иерусалима, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга.

В практике Русской Православной Церкви в XX веке обряд вышел из обязательного использования (совершался лишь в отдельных епархиях). В 2009 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 16 апреля, в Великий четверг, по окончании литургии в Богоявленском соборе в Москве впервые в новейшей истории Русской Церкви совершил чин омовения ног.

В Великий Четверг происходит заготовление Святых Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре. Из нее священники в течение всего года берут Святые Дары и, переложив в меньший ковчежец — дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может прийти на причащение в храм.

Вечером Великого Четверга совершается утреня Великой пятницы. Главная особенность этого богослужения – чтение так называемых 12 Евангелий, то есть 12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых. Прощальная беседа Христа с учениками, скорбное моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание в руки воинов, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода, — обо всем этом слышат собравшиеся в храме скорбное евангельское повествование.

Похожие новости

Сделать
пожертвование